Мое сегодняшнее открытия, наверное, известно уже всем, чьи вузы перешли на двухступенчатую систему. В этом учебном году на нашу кафедру пришло 7 магистрантов, и когда мой коллега вошел в аудиторию и начал читать «Биогеографию» (учебный год из-за саммит начался поздно), то увидел в глазах сидящих людей смесь непонимания и ошеломления. Он был ошеломлен еще больше, когда узнал, что среди них нет ни одного биолога – одни 4 года учились на химфаке (и это лучший вариант!), другие – технари, экономисты и т.д. Пришлось сделать существенные ретроградные движения мыслью, чтобы начать объяснять им базовые понятия – вид, популяция, ареал и т.д.
Что же случилось? Да ничего особенного! Болонская система предусматривает, что человек, отучившись 4 года по одной специальности может поступить в магистратуру по другой. В разных местах это происходит по-разному: в одних университетах выдвигают требования (например, по специализации «зоология» в магистратуру поступают только биологи), в других таких требований нет, но конкурс позволяет делать отбор. Знакомая рассказала, что в Бельгии некоторые поступающие в магистратуру зоологи из третьих стран никогда ранее не пользовались микроскопом… А в нашем университете новым магистрантам решили сделать подарок: отменили вступительные экзамены в магистратуру, зачисли всех на всё, что они выбрали. В общем, я так и не решил – это звездец или очень плохо…. Пока же моя новая магистрантка заявила, что собирается делать магистерскую работу по регенерации слизней – будет отрезать им части тела и смотреть, что будет. Начнет с головы…