В море Лаптевых с глубины почти 2000 метров было собрано непонятное животное длиной 28 мм – светло-коричневое, мускулистое, зубастое.
Не знаю как, но попало это существо в руки Аллы Петровны Касаткиной – единственного в России специалиста по щетинкочелюстным. Касаткина (вместе с палеонтологом Г.И. Бурий) к тому времени выдвинула гипотезу, согласно которой конодонты (ископаемые зубоподобные образования) принадлежали каким-то вымершим щетинкочелюстным. Два типа, Euconodonta и Chaetognatha, были объединены ею в надтип Chaetodonta. Животное из море Лаптевых поразительным образом соответствовало представлениям Касаткиной о том, как должен был выглядеть конодонт. Однако супруг А.П., известный карцинолог и гидробиолог О.Г. Кусакин, будучи человеком очень осторожным, скептически отнесся к этой находке и долгое время удерживал жену от публикации. И все же однажды он сдался – так на свет появилась вот эта статья: Касаткина А.П. Живое ископаемое – конодонта (Euconodontophyles) // ДАН. 2000. Том 373. № 5. С. 710–713. В ней установлен новый класс Euconodontoiodes с новым видом и родом Panderiella viva.
А дальше эту статью увидели ихтиологи… В изображенном животном они безошибочно признали рыбку из рода Cyclothone (семейство Gonostomatidae) – экземпляр был изрядно обтрепан, некоторые части головы отсутствовали.
Почему среди тех зоологов беспозвоночных, которые видели «Panderiella», ни у кого не возникло подозрения, что это – потрепанная глубоководная рыбка? Не знаю. Может и возникло, но к их сомнениям А.П.Касаткина не прислушалась. Однако теперь она была вынуждена была послушать своего супруга, который настоял на публикации опровержения. Вышла статья: А. А. Баланов, А. П. Касаткина. Первое обнаружение Cyclothone pseudopallida (Gonostomatidae) в высоких широтах Арктики // Вопр. ихтиологии. 2003. Т. 43, N 2. С. 277-278.
Надо сказать, что А.П. до сих пор верит, что нашла живую конодонту.