olnud (olnud) wrote,
olnud
olnud

Category:

Преподавательское: коронавирусное 2

Только я написал предыдущий текст, как ситуация стала меняться. Утром потребовали сообщить, каким ресурсом я буду пользоваться при общении со студентами? Электронная почта не считается ресурсом. Есть университетская платформа Тимс Микрософт, но инструкцию еще не разослали. Нужно срочно выслать ЭУК (электронный учебный курс). А я раскатал губу, полагая, что отдохну.
***
Неделю назад, возвращаясь из университета, я увидел студентку, которая в прошлом году слушала у меня зоологию беспозвоночных. Тогда у нее был маленький ребенок, один раз она приходила с ним на занятие. Студентка хорошая, получает второе образование, старательно учится. В этот раз я вижу, что она едет с занятий с двумя детьми. Подошел к ней и выразил восхищение. Можно по-разному к этому относиться, но я отношусь так. В мою студенческую пору однокурсницы с детьми не были большой редкостью, но с двумя детьми – не припомню. Дистанционное обучение для нее очень и очень «в масть».
***
Вдруг вспомнил, что в этом году я впервые за свою педагогическую деятельность не веду курс сравнительной анатомии беспозвоночных. И не вспоминаю об этом. Вспомнил и вздохнул с облегчением. Ведет другой преподаватель. Студентки этого курса на редкость «никакие», вдалбливать им «высшую зоологию» также бессмысленно, как учить тригонометрии рядового бухгалтера. Я подумал: а кому из моих бывших студентов вообще могли пригодиться знания по сравнительной анатомии? Местные зоологи вообще далеки от этих вопросов.
***
Рассказывая на лекциях о двустворчатых моллюсках, я сравнил их со студентами. Первый курс – протобранхии: у них нога сохранила развитую ползательную подошву, они собирают пищу с помощью ротовых лопастей, имеют простые жабры чисто для дыхания. Но уже без головы. Митилиды (=мидии) – студенты второго курса: нога небольшая, но еще с рудиментом ползательной подошвы, жабры пластинчатые – фильтраторы, однако лепестки жабр еще не срослись в цельную пластину. Студенты старших курсов эволюционируют в двух направлениях: одни – в сторону устриц (полная редукция ноги, совершенно пассивный образ жизни), другие – в сторону сердцевидок (нога развивается в активно роющий орган). И те, и другие – фильтраторы, но с разной жизненной стратегией. При этом мозг двустворок, даже полностью пассивных, имеет довольно сложное нейрональное строение.
Tags: зоология, люди, моллюски, образование
Subscribe

  • Кто на свете всех длиннее?

    В этом году в экспедиции около берегов Приморья водолазы собрали самую длинную немертину, которую я ког-либо видел живьем. Собранная на глубине 5…

  • А не пора ли взяться за эволюционные схемы?

    Схема как схема - таких сотни. Человек - неизменно мужчина. И вот прорвало этот филогенетический сексизм. В статье 2016 г. "Complex Homology and…

  • Черви «нет»

    Вышла хорошая статья Interstitial Annelida, посвященная наиболее аберрантным полихетам. Интерстициальные (живущие между песчинками или где-то еще,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments

  • Кто на свете всех длиннее?

    В этом году в экспедиции около берегов Приморья водолазы собрали самую длинную немертину, которую я ког-либо видел живьем. Собранная на глубине 5…

  • А не пора ли взяться за эволюционные схемы?

    Схема как схема - таких сотни. Человек - неизменно мужчина. И вот прорвало этот филогенетический сексизм. В статье 2016 г. "Complex Homology and…

  • Черви «нет»

    Вышла хорошая статья Interstitial Annelida, посвященная наиболее аберрантным полихетам. Интерстициальные (живущие между песчинками или где-то еще,…