olnud (olnud) wrote,
olnud
olnud

Categories:

Преподавательское: письмо коллегам

Времени не хватает на ЖЖ… Печально, но это, похоже, «беда» многих пользователей. Сегодня писал письмо коллегам, которые ведут практические занятия по зоологии беспозвоночных. Подумал и решил выставить его здесь – возможно, оно будет полезно кому-то.
Дорогие коллеги!
Хочу обратиться к вам со следующим посланием. В сентябре я прислал вам ту системы беспозвоночных, которую я буду давать на лекциях в первом семестре. Я писал вам, что не могу требовать от вас перехода на эту систему. К сожалению, теперь я вынужден именно это требовать, и это не моя прихоть. Практически каждую лекцию в ноябре студенты робко жаловались, что на практических занятиях им дают одно, а на лекции они слышат другое. Сегодня они собрались после лекции и сообщили мне, что это очень трудно учить параллельно две разных системы, а также готовиться к вопросам по тем группам на практических занятиях, которые на лекциях я буду давать во втором семестре. Очевидно, что разнобой вредит учебному процессу, поэтому я вынужден просить вас прислушаться к моему авторитету как зоологу. Я – не только специалист по немертинам, у меня есть работы по сравнительной морфологии и эмбриологии самых разных групп животных, от книдарий до ракообразных. Я прекрасно владею ситуацией, знаю, чем живет современная зоология. Та система и тот план лекций, которую я даю – это еще не современная зоология, а зоология 10-летней давности. 15 лет назад еще шли споры относительно гипотезы Ecdysozoa, но сейчас это уже не гипотеза, а концепция, принятая во всех учебниках по зоологии, вышедших после 2008 г. В зарубежных учебниках. Наших новых нет, а то, что вышло (Буруковский и прочее) либо расширенная версия Догеля, либо малопригодно для учебного процесса. Но русскоязычная Википедия уже перешла на Ecdysozoa (см. Первичноротые). Через 10 лет даже наш пединститут вынужден будет перейти на концепцию экдизозой. Неразумно ожидать, что «ученые одумаются и все станет по-старому». Поэтому мне непонятно, зачем давать «круглых червей» как свалку представителей, которые совершенно неродственны и давно не считаются одним типом. Эдизозойная концепция неудобна тем, что нематод мы даем перед членистоногими, а не после плоских червей, «разделяя» тем самым червей вообще и гельминтов в частности. Но зато выстраивается логически внятная эволюционная линия нематоды – панартроподы – артроподы, в которой не нужно гадать, почему у предков артропод одноветвистые конечности. В общем, дорогие коллеги, чтобы в один прекрасный момент не услышать от своих коллег из столиц, что в ДВФУ читается «отстойная зоология беспозвоночных», я призываю вас координировать систему, которую вы даете на занятиях с тем, что я даю на лекциях. Если у вас есть сомнения, несогласия, вопросы и т.д. – пишите, звоните – я всегда доступен, всегда отвечу. Вы должны понять, что студенты, слушая у одних одно, у других – другое, будут принимать сторону того, кто более убедителен. У меня больше возможностей для их убеждения (хотя бы потому, что принимаю у них экзамен…), но, в то же время, я не хочу, чтобы вы оказались в положении ретроградов для наиболее умных и вдумчивых студентов. Основных изменений в системе беспозвоночных не так много, и они могут быть суммированы следующим образом (речь о том, что мы даем в первом семестре):
1) Полный пересмотр системы одноклеточных эукариот, отказ от таких групп, как Sarcomastigophora, Zooflagellata, Sarcodina, Actinopoda, Heliozoa и т.д.
2) У книдарий – выделение классов Cubozoa и Staurozoa, отказ от трактовки гидры как «эволюционно примитивной формы». Миксоспоридии – это книдарии.
3) Бескишечные турбеллярии и ксенотурбеллида – не плоские черви, а отдельна эволюционная ветвь, которую сейчас большинство зоологов считают наиболее базальной в Bilateria.
4) Типа Круглые черви в их старой трактовке не существует – это представители 6-8 типов. Гастротрихи родственны плоским червям, коловратки и скребни образуют общую группу, нематоды и волосатики – другая группа, относящаяся уже к Edysozoa, туда же относятся приапулиды, киноринхи и лорициферы.
5) Погонофоры и эхиуриды – аберрантные полихеты. Сипункулиды – аннелиды.


***
Сегодня студенты прислали вот такое милое послание:

***
В этом году есть студенты из Ганы и Колумбии. Сложно с ними - не из-за языка, а из-за очень слабой школьной подготовки.
***
Было озвучено, что в перспективе в нашем университете вернутся к факультетам и отменят школы. Но будут Departments.
Tags: зоология, образование
Subscribe

  • Страшное Я

    Помню, как в начале 90-х мне в руки попал очередной сборник Зоологического института «Эволюционная морфология животных». Я читал одну статью за…

  • It takes two to tango

    Попалась статья с интригующим названием: "It takes two (centrioles) to tango". Речь в ней о том, что долгое время было непонятно, откуда в зиготе…

  • Наш ответ Новосибирску

    Собственно, вот: ШР - штатное расписание ГЗ - гоззадание (не знаю, что это такое) Главный - левый столбик, это реальная зарплата со всеми…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments

  • Страшное Я

    Помню, как в начале 90-х мне в руки попал очередной сборник Зоологического института «Эволюционная морфология животных». Я читал одну статью за…

  • It takes two to tango

    Попалась статья с интригующим названием: "It takes two (centrioles) to tango". Речь в ней о том, что долгое время было непонятно, откуда в зиготе…

  • Наш ответ Новосибирску

    Собственно, вот: ШР - штатное расписание ГЗ - гоззадание (не знаю, что это такое) Главный - левый столбик, это реальная зарплата со всеми…