Начну с обзора Gerhard Haszprunar «Review of data for a morphological look on Xenacoelomorpha (Bilateria incertae sedis)», в котором анализируемся морфология Xenoturbella и Acoelomorpha. Автор приходит к однозначному выводу: нет никаких морфологических оснований считать ксенацеломорф вторичноротыми, но есть все основания рассматривать их в качестве группы, наиболее рано обособившейся от общего ствола Bilateria.
В Nature вышли сразу две статьи по Xenoturbella. В первой (“New deep-sea species of Xenoturbella and the position of Xenacoelomorpha”) группа американских и австралийских ученых описывает сразу 4 новых глубоководных вида ксенотурбелл с западной Пацифики. Описывают, увы, очень кратко, указывая лишь признаки внешнего строения, из чего неясно, а Xenoturbella ли это или морфологически эти виды тянут на самостоятельный род (семейство). Но в Nature с хорошей морфологией статьи не принимают – здесь и новые виды описывают очень редко. Оказалось, что ксенотурбеллы обычны в гидротермальных сообществах, питаясь двустворками. Один из видов, X. monstrosa, достигает в длину 20 см.

Авторы, сделав молекулярно-филогенетический анализ на основе 1178 генов, приходят к заключению, что Xenacoelomorpha - не вторичноротые, а группа, сестринская к остальным Bilateria (= Nephrozoa).
В другой статье («Xenacoelomorpha is the sister group to Nephrozoa») совершенно другой авторский коллектив также провел молекулярно-филогенетический анализ на большом массиве генов – и вывод у них тот же.

Итак, гипотеза базального положения Xenacoelomorpha получила мощную поддержку и, фактически, «вырвалась в лидеры». Можно предположить, что исследование новых ксенотурбелл выявит новые морфологические признаки, в том числе архаичные. Согласно принципу исходного морфологического разнообразия Ю.В. Мамкаева, в базальных группах многие морфоструктуры проявляют широкий спектр изменчивости – вполне возможно, что у описанных видов и статоцисты, и покровы, и спермии окажутся иными, чем у хорошо изученной X. bocki.