Итак, я не стал бы заниматься очень мелкими организмами, где вся работа – сугубо микроскопическая, с тонким препарированием. Люблю я коловраток, и даже работы по ним у меня есть, но препарировать крошечные элементы челюстного аппарата для сканирующей микроскопии, как это делают ведущие специалисты, просто нереально для меня.
Не стал бы я заниматься группами, где негде развернуться: большое число специалистов при небольшом числе новизны. Особенно если специалисты – наши… Вот, например, двустворчатые моллюски: еще один наш специалист был бы перебором. Видел, как несколько специалистов по одной группе (сотрудничающих!) делили материал – не знал, кого благодарить, что у меня таких проблем не было.
Не стал бы я заниматься группой, в которой, наоборот, нет никого. Было бы скучно и одиноко. И с выбором рецензентов были бы большие проблемы. Например, какие-нибудь гнатостомулиды.
Не стал бы заниматься небольшими группами животных, в которых есть один-два специалиста и у них там всё в полном порядке. Например, мизидами: у нас в стране есть один очень хороший специалист (по совместительству - очень хороший человек) и никого другого не нужно (разве только молекулярщика в помощь).
Не стал бы я заниматься группами, в которых царит не очень дружелюбная обстановка. Специалистов вроде немного, но они очень критичны друг к другу: не цитируют работы конкурента, избегают сталкиваться на конференциях. Здесь без конкретизации, но я помню историю, когда в ЗИНе была организована международная конференция по одной группе животных - один специалист ее организовал, два других, приходя на работу каждый день, демонстративно ее игнорировали.
Не стал бы заниматься группами, где очень жесткий авторитаризм: есть один специалист, который считает, что эта группа его и никто (по крайней мере, в пределах страны) не имеет права заниматься ею без его участия. В ход идут и угрозы, и «завальные» рецензии на статьи, и письма в ВАК. С таким сталкивался лично, когда «посягал» на святое – в итоге стал чуть ли не «осью зла».
Не стал бы заниматься теми группами, где предшествующие специалисты "нагородили" такого, с чем пришлось бы разбираться всю жизнь. Например, пресноводные моллюски и щетинкочелюстные...
Не стал бы я заниматься паразитами птиц и млекопитающих, т.к. пришлось бы ходить с ружьем и отстреливать материал.
В итоге занимаюсь тем, чем занимаюсь, но... иногда залажу в чужой огород - и вот тогда понимаю, как мне повезло!