обе нематоды относятся к числу «странных» свободноживущих червей, с которыми в ходе эволюции произошло то, что не должно было произойти. Посмотрим сначала на нематоду Halichoanolaimus brandtae из семейства Selachinematidae.

Вы ничего не заметили? У нее нет ануса и прямой кишки, т.е. кишечник слепо оканчивается на конце. Это характерная черта видов рода Halichoanolaimus, хотя у видов из других родов селяхонематид анус и ректум развиты. Парадокс в том, что селяхонематиды – хищники, питающиеся другими нематодами. У Halichoanolaimus brandtae в кишечнике были найдены непереваренные остатки нематод, но вопрос, как они выходят наружу. А.В. Чесунов полагает, что через рот. Если кто в курсе, вопрос редукции анус был и остается камнем преткновения для тех зоологов, которые считают, что, например, плоские черви произошли от червей со сквозным кишечником. Оппоненты неоднократно писали, что среди свободноживущих подвижных первичноротых нет примером таких редукций. Но никто при этом не вспоминал халихоаноляймусов. Вот бы изучить, какой ген у них «выпадает»! Среди свободноживущих нематод есть еще пара родов, виды которого лишены ануса, но у них нет и рта, а в кишечнике находятся симбиотны.
Вторая нематода относится к семейству Siphonolaimidae. У ряда видов этого семейства, а также у некоторых видов близкого семейства Linhomoeidae наблюдается странное явление: у ювенильных червей кусок длинного хвоста отпадает, образуя культю. У одних видов подобное наблюдается практически у всех особей, а у других – только у некоторых. У описанной в статье Siphonolaimus japonicus хвост не отпадает, но у нескольких особей все же была та самая культя. Я нашел картинку, которая демонстрирует различия в заднем конце ювенильной (слева) и взрослой (справа) нематод рода Trophomera из семейства бентимермитид, у которых также имеет место утрата хвоста, хотя нельзя не отметить, что ювенильные черви видов этого рода – паразиты.

Очевидно, что хвост этим нематодам не нужен, но он все равно закладывается, а потом отпадает, причем не у всех особей. Обычно утрата частей тела наблюдается у личинок в ходе метаморфоза, но у нематод нет настоящих личинок и нет метаморфоза. Более того: у нематод клеточный состав постоянен и регенерация в принципе невозможна, однако место, где был хвост, каким-то образом зарастает. Каким? - этого никто не знает.