olnud (olnud) wrote,
olnud
olnud

Category:

Преподавательское: два приема

Хочу поделиться с коллегами двумя «инновациями», которые, конечно, не новы, но у нас в универе никто, кроме меня, ими не пользовался. Прибегнуть к ним я решил после окончательного перехода к лекционным презентациям, в которых студенты видят куда больше объектов, чем можно нарисовать и показать на плакатах. Мне стало любопытно, насколько студенты запоминают весь этот визуальный «калейдоскоп». Начал я с того, что стал вставлять в тестовые задания портреты разных биологов, которые показывал на лекциях.
k

Увы, с этим тестом не справлялось большинство студентов. Безошибочно они идентифицировали только Дарвина, да и то в классическом исполнении и, зачастую, не могли дифференцировать от бородатого Геккеля. Экспериментировал три года – результаты сходные. На кафедре возник спор – насколько студент «должен» знать ученых прошлого в лицо? Однозначно, что такие знания нельзя отнести к категории фундаментальных. Не придя к единому мнению, я убрал это задание и более к нему не возвращался.

Второй опыт мне понравился куда больше. На спецкурсах я стал замечать, что студенты не зарисовывают те объекты, которые я даю в презентациях – если только я не повторяю схему или рисунок на доске, или если я им не указываю, что нужно срисовать то, что на экране. Рисуют многие студенты плохо и медленно, лекция тормозится, но при этом, конечно, зарисовки все равно немногочисленны и очень схематичны. На экзамене студенты могут очень убедительно рассказывать, например, о спумелляриях и феодариях, но когда им показываешь рисунки и просишь найти на них именно спумеллярий и феодарий, то тут подавляющее большинство начинает «плавать». И тогда я решил раздавать им распечатки, где уже есть все эти объекты – их лишь нужно после лекций вырезать и вставить в соответствующую часть лекции.
рисунки 1

Студентам это не очень понравилось – лишняя работа, лишние усилия. Я же заметил, что они при таких манипуляциях вынуждены «пробегать» по материалу лекций дважды, отслеживать в презентации те объекты, которые даны в распечатке, и подписывать их (чтобы не перепутать). Работающий студент – это уже достижение. Конечно, такой прием я могу себе позволить только при малом числе студентов. Зато конспекты моих лекций с вклеенными рисунками выглядят совершенно оригинально.
Tags: образование
Subscribe

  • Пришла невидимая смерть - и на Камчатку тоже

    Сейчас в СМИ разыгралась настоящая истерия по поводу гибели животных в Авачинском заливе. Большинство наших дальневосточных ученых, кто в это…

  • Прошел тайфун – идет другой

    В Приморье до сих пор ощутимы последствия недавнего тайфуна «Майсак». Соль с моря ветром разнесло на многие сотни метров – как результат, стекла на…

  • Море вспенится игриво

    Вчера в одной из открытых бухт острова Русский отдыхающие могли наблюдать такую картину: Во время шторма берег покрылся толстым слоем пены,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 39 comments

  • Пришла невидимая смерть - и на Камчатку тоже

    Сейчас в СМИ разыгралась настоящая истерия по поводу гибели животных в Авачинском заливе. Большинство наших дальневосточных ученых, кто в это…

  • Прошел тайфун – идет другой

    В Приморье до сих пор ощутимы последствия недавнего тайфуна «Майсак». Соль с моря ветром разнесло на многие сотни метров – как результат, стекла на…

  • Море вспенится игриво

    Вчера в одной из открытых бухт острова Русский отдыхающие могли наблюдать такую картину: Во время шторма берег покрылся толстым слоем пены,…