olnud (olnud) wrote,
olnud
olnud

Category:

Наша Корея: введению безвизового режима между Россией и Южной Кореей посвящается

Когда модельер Слава Зайцев впервые посетил Владивосток, он был разочарован - ожидал увидеть на улицах людей с азиатских шиком в одеждах, обуви, прическах. Наивный! – второго Харбина не было и не будет! Долгое время я не ощущал того, что живу на краю Азии, в окружении «махровых» азиатских стран. Смутная тревога приходила тогда, когда в деревне у бабушки невозможно было смотреть телевизор из-за вторгающихся голосов китайских радиостанций. Первые азиаты, которых я увидел, были корейцами – много позже стали встречаться буряты, якуты, чукчи, китайцы, вьетнамцы и даже местные нанайцы и удэгейцы (вот уж кто экзотичен у нас, так это коренные жители Приморья!). Друг моего брата, Эдик Ким – наполовину кореец, его так и звали «Эдик-кореец». Потом, после перестройки, он женился и взял фамилию жены, став Гармашом – весьма показательный штрих! Какой китаец или японец откажется от своей фамилии? Вы знаете хотя бы одного славянского мужчину, который бы женился на китаянке или японке и остался здесь, в РФ? Такие наверняка есть, но я не встречал. Мужчин, взявших в жены местных кореянок, не единицы – мой университетский приятель давно женат на кореянке, хотя ее родня не была в восторге от этого брака.
Но вернусь в советское прошлое. В 70-х на базарах неизменными были 2-3 корейские бабушки, торговавшие не к сезону красными помидорами, маленькими арбузами и запаянной в полиэтиленовые пакетики «кимчой». Когда корейцы из Южной Кореи услышали это слово, «кимча», то смеялись до упада. Язык местных корейцев и в самом деле другой, практически безписьменный - его плохо понимают «настоящие» корейцы, да и подавляющее большинство русских корейцев уже не говорит на нем. Для меня до сих пор загадка, почему многим корейцам удалось ускользнуть от выселения в 30-х – китайцев, к примеру, выселили практических всех, хотя их было больше и в смешанные браки (муж-китаец и жена-русская) они вступали чаще. В 60-70-х некоторые корейцы стали возвращаться из Средней Азии в Приморье – во Владивосток их не пускали, это был закрытый город, но они обосновались в Уссурийске, в котором до сих пор есть одна из наиболее крупных в стране корейских диаспор. От китайцев и японцев, какими бы они не были распушистыми, все равно веет «чуждостью» и постимперским менталитетом наций с проблемой перенаселения. Наших, российских, монголоидов неизменно подозревают в скрытом сепаратизме (если они не отчуждены от своего этноса) или прочерчивают интеллектуальную границу, апофиозом которой служат многочисленные анекдоты про северные народы. Мальчика-казаха из нашего класса называли «чукчей», а корейца – «корейцем». Корейцы совсем другие – непонятно, как они вообще выжили в окружении столь амбициозных и беспощадных соседей (даже нынешних – не говоря о тех, которые жили здесь в 13 веке). Может все дело в особой корейской душе? Не загадочной, а именно особой, которая даже после кровосмешения остается особой. Взять, например, Хакамаду – как она не пытается называться Хакамадой, все равно остается Ириной Злобиной – нет в ней загадочной японской души, исчезла. А Виктор Цой и Юлий Ким и объективно, и по паспорту не корейцы, но все равно «другие». Китайцы и японцы ищут свои корни и обособленность в глубине веков, не желая выяснять гомологии (разве только если что-то китайское или японское присвоили более «дикие» нация – например, … японцы или китайцы). А нынешние корейцы (старые, как известно, потомки дракона) видят свой исторический «сепаратизм» в том, что родня у них «другая». Для меня было откровением узнать о целом направлении в корейской лингвистике, в котором проводят сравнение корейского языка с языками финно-угорских народов…
***
Ожидания того, что в 90-х корейцы хлынут на историческую родину, не оправдались – и этому есть несколько причин, одна из которых в том, что в Корее наши корейцы намного более чужаки, чем у нас. Много раз слышал рассказы от евреев из Биробиджана, немцев из Средней Азии и т.д., как у них проснулось ощущение их происхождения на исторической родине. В 2008 г. наблюдал, как наша кореянка впервые попала в Южную Корею: постоянно спрашивал ее, чувствует ли она что-то родное? – Нет, все молчит, и лица вокруг чужие… И только когда мы посетили средневековую корейскую деревню, она увидела элементы обстановки дома своей бабушки: сердце заныло и ей страшно захотелось на родину, … в Узбекистан.
Tags: дальневосточное, люди
Subscribe

  • Кто на свете всех длиннее?

    В этом году в экспедиции около берегов Приморья водолазы собрали самую длинную немертину, которую я ког-либо видел живьем. Собранная на глубине 5…

  • А не пора ли взяться за эволюционные схемы?

    Схема как схема - таких сотни. Человек - неизменно мужчина. И вот прорвало этот филогенетический сексизм. В статье 2016 г. "Complex Homology and…

  • Черви «нет»

    Вышла хорошая статья Interstitial Annelida, посвященная наиболее аберрантным полихетам. Интерстициальные (живущие между песчинками или где-то еще,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments