olnud (olnud) wrote,
olnud
olnud

Categories:

Отечественные учебники по зоологии беспозвоночных

Часть 2. Бескнижие

Итак, после 1981 г. учебник Догеля не переиздавался. В 90-е мы вступили с явным дефицитом этой книги в библиотеках вузов, особенно провинциальных. На группу выдавали 2-3 экземпляра,  в которых нередко не хватало приличной части страниц. Специфика зоологии в том, что ее невозможно уместить в лекционный курс, многое отводится на самостоятельное изучение, т.е. конспекты, даже малаховских лекций, не могли быть единственной основой подготовки к семинарам, зачетам и экзаменам. Да, уровень и содержание лекции по зоологии беспозвоночных в МГУ сильно отличался от таковой в других вузах (даже в ЛГУ-СПбГУ) – об этом можно будет поговорить отдельно, но проблема в том, что эти лекции не были оформлены в учебное пособие. В 80-х еще было живо такое явление, как "Факультет повышения квалификации", когда преподаватели провинциальных вузов всей страны командировались на 1-2 месяца для прослушивания лекции в МГУ. Возвращаясь, они, конечно, несли свежие идеи, но не забывайте, что преподавание зоологии в нашей стране всегда строилось исходя из консервативных (устоявшихся) позиций, и руководством к действиям для очень многих преподавателей могли быть только учебники и учебные программы. Проблема была еще в том, что лекции и практические занятия нередко ведут разные преподаватели: профессор на лекции говорит, что класса Turbellaria уже нет, а на практических занятиях ассистенты дают его по старинке. С этим я сталкивался на разных кафедрах, и личный опыт показывает, что студенты как должное воспринимают такую "шизофреничность" материала: эта нужно для получения зачета по практическим занятиям, а это – для экзаменов.  Очень немногие начинают раздражать преподавателя расспросами – за 20 лет преподавания таких я могу перечесть на пальцах одной руки.

Конечно, не Догелем единым мы кормили наших студентов. Был список рекомендованной литературы, который включал даже отдельные статьи. Особенно ценилось последнее издание "Жизни животных" – не все, а некоторые его главы. Особо хочу отметить разделы первого тома, авторами которого были Б.И. Иоффе, М.Д. Сонин и А.В. Чесунов. Благодаря брошюре Л.Н. Серавина "Простейшие… Что это такое?" стала широко известна система Levine et al. (1980) без тех купюр, которые были сделаны Ю.И. Полянским в "зеленом Догеле". Большой популярностью пользовалась книги В.В. Малахова "Загадочные группы морских беспозвоночных" (1990), а затем и "Головохоботные ….." Малахова и Адрианова (1995). Несомненными бестселлероми могли стать книги О.М. Ивановой-Казас по сравнительной эмбриологии беспозвоночных (особенно первый том), но достать их было трудно, т.к. большая часть тиража почему-то ушла во Владивосток. По этой причине в учебном процессе не использовалась главная книга Ольги Михайловны – "Эволюционная эмбриология животных" (1995), в которой, кстати, довольно подробно рассматривались некоторые эволюционные проблемы. Но даже такой, более специализированной литературы тогда было немного, и она редко использовалась не только первокурсниками, но и студентами-зоологами старших курсов.

Совершенно естественно, что и после 1981 г. зоология беспозвоночных, как наука, продолжала успешно развиваться, в том числе и у нас в стране. Уже в 90-х годах разрыв того, что содержалось в "зеленом Догеле", и того, что давали в том же МГУ, стал довольно велик. Нововведения лишь отголосками доходили до провинциальных вузов: где-то о них упоминали, но большинство старательно следовало системе "зеленого Догеля".  Тем не менее в распространенной тогда программе для сдачи кандидатского минимума по зоологии упоминались вещи, которые повергали в ужас аспирантов провинциальных вузов. Так, например, "тип Dinophilida" как тип не упоминался ни в одной из книг, рекомендованной для аспирантов (я до сих затруднюсь сказать, кто является автором такого чрезмерного повышения динофилид).

В 1992 г. вышел первый переводной учебник по зоологии беспозвоночных - Барнс Р., Кейлоу П., Олив П., Голдинг Д. "Беспозвоночные. Новый обобщенный подход". Тогда подобные вещи воспринимались не так, как сейчас – молодые преподаватели, аспиранты и студенты видели в этих книгах то новое, что от нас тщательно скрывали в годы застоя. Спустя годы понимаешь, что для очень многих эта книга стала первым знакомством с системой беспозвоночных, принятой частью зарубежных зоологов.  К числу того, что следовало бы перенять из этой книги, можно отнести такие "мелочи", как название типа Cnidaria (стрекающие), вместо до сих пор используемого (причем неверно!) Coelenterata (кишечнополостные), отказ от типов Nethelminthes и Tentaculata, трехклассовая система мшанок (который рассматриваются как тип!). Но и это, и многое другое осталось "неуслышанным".  Например, авторы четко пишут, что к тому времени описано 8 видов современных моноплакофор, однако даже в вышедшем в прошлом году учебнике Р.Н. Буруковского Neopilina galatheae фигурирует как единственный нынеживущий представитель  класса.  В целом учебник Барнса с соавт. был принят в нашей стране прохладно. - по крайней мере, преподавателями Во-первых, содержательный уровень изложения материала значительно уступает таковому у Догеля. Авторы многое схематизируют, при этом  отказываются от рассмотрения вопросов филогении, происхождения целома и т.д. Во-вторых, вторая часть книги представляет собой то, что можно назвать общей зоологией, которая не вписывается в принятый у нас курс зоологии беспозвоночных. В некоторых вузах давно читается курс "Общей зоологии", но как предшествующий курсу зоологии беспозвоночных. В большинстве же вузов курса  "Общей зоологии" не существует, а читать его правильно могут вообще единицы. В частности, учебник С.И. Левушкина и  И.А. Шилов "Общая зоология" никак нельзя назвать удачным – ей не сравниться с аналогичной книгой Э. Хадорна и Р. Венера. Поэтому учебник Барнса с соавт. не вписался в российский образовательный менталитет. Все ждали выхода нового отечественного учебника, и парадокс ситуации был в том, что любое более или менее консервативное учебное пособие, вышедшее большим тиражом, стало бы бестселлером. Таким бестселлером стал учебник И.Х. Шаровой, который нужно анализировать отдельно, т.к. по нему до сих пор обучается большинство студентов-биологов нашей страны.  

Tags: зоология, образование
Subscribe

  • РПД: Разумно-придуманный дурдомом

    Работаю над РПД лекционных курсов. Раньше это называлось РПУДами (Рабочими программами учебных дисциплин), потом У убрали и остались только Рабочие…

  • Страшное Я

    Помню, как в начале 90-х мне в руки попал очередной сборник Зоологического института «Эволюционная морфология животных». Я читал одну статью за…

  • На хоботе стояла батарея…

    Хорошо известно, что у всех книдарий есть стрекательные клетки со стрекательными капсулами (или книдами), которые при раздражении выстреливают нитью.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments