olnud (olnud) wrote,
olnud
olnud

Category:

Преподавательское: горестное

Убит, расстроен и подавлен – в таком состоянии возвращался я с экзамена у магистрантов. Не могу привыкнуть к чудовищным ответам тех, кого в недалеком будущем будут называть биологами. Перебирая услышанное, я вдруг представил весь процесс сдачи экзаменов как «театральное действие». Не хочу показаться сексуально озабоченным брюзгой, но я явственно почувствовал, что от ответов студентов давно не получал ни наслаждения, ни банального удовлетворения. Это с одной стороны. С другой, я увидел горестную ситуацию с нашем образование в комическом свете, а нет ничего целительнее, нежели ирония и особенно самоирония.

С утра принимали экзамен у аспирантки – канд.минимум (зоология). Трое мужиков активного возраста, но с разной специализацией. Девушка слишком торопилась и волновалась, делая то там, то сям мелкие оплошности. Мы были снисходительны – все-таки в 40-49 лет повидали всякое… Все можно было оценить на твердую четверку, но в наше время дилетантов нужно добавлять один балл. В целом, удовольствия я не получил, но и не разочаровался. Маленький «штрих», который выведет этот экзамен в разряд скучной рутины – задания аспирантка получила накануне и у нее были сутки, чтобы подготовиться. А иначе сейчас нельзя…. Из ляпов: объявила, что вши паразитируют на стадии личинки, а оводы – на стадии имаго; не смогла найти у нас (т.е. членов комиссии - нам было приятно, когда молодая особа в нас что-то находит...)сагиттальную плоскость, но почему-то искала ось симметрии; была не в курсе молекулярной филогении артропод и стала «пришивать» крылья монурам. Сущие мелочи для того, кто уже преподает у студентов.

В полдень пришли три магистрантки: двоих я видел раньше на лекциях, а одна – «новенькая». «Вот она и провалится» - решил я. Ошибся. Первая магистрантка, женщина бальзаковского возраста, сошла с дистанции моментально. Разложив вокруг себя конспекты и листочки (с моего разрешения), она не смогла сделать элементарного: не знала ни строение хлоропластов (того, что там хлорофилл…), ни то, чем отличается клеточная стенка от клеточной мембраны. Вторая, помоложе, казалась мне более смышленой, но, увы, за каждой положительной информацией она «дарила» нечто невероятное. Мое терпение лопнуло, когда я попросил охарактеризовать специфические особенности метазой (т.е. настоящих животных, включая нас с вами). «Какие типы клеток и система не имеют аналогов у растений грибов?» - молчание… «Хорошо, перечислите те системы, которые есть у вас» - «Лимфатическая…» - странное начало, но почему бы и нет? «Мочеполовая» - теплее. А дальше – молчание. «И вы хотите сказать, что состоите только из лимфатической и мочеполовой систем?!» - молчание. Совершенно очевидно, что я не мог продолжать это безобразие, которое одни называют «вытягиванием остаточных знаний», а другие – «ментальным изнасилованием». А жаль – девушка изначально производила хорошее впечатление. Настал черед третьей. Если бы она была первой, я ее, конечно, «забраковал» - слишком все просто и примитивно – холодная вода из под крана… . Но после «пустыни знаний» она казалась глотком живительной влаги. Сразу ответила, кто такие термофилы, догадалась, кто такие галофилы, не сразу, но довольно быстро сумела указать различия в строении мембран архей и бактерий. Какое же было удивление, когда я узнал, что она является инженером по земельному кадастру и поступила в нашу магистратуру «по ошибке». Если бы не было таких студентов, не было бы и надежды (кстати, звали ее именно Надеждой…).
****
Земля наша богата и разнообразна, но всхожесть семян знаний чрезвычайно мала. Не действует ни элементарный стыд, ни взгляд со стороны: учительница в школе не может вспомнить, что, кроме лимфатической и мочеполовой систем, у нее есть еще и нервная система с самым совершенным органом в нашем мире – мозгом. Может перестать разбрасывать эти семена – законсервировать их в виде какой-нибудь никому ненужной книжки и ждать лучших времен?
Tags: бытиЁ, люди, образование
Subscribe

  • Страшное Я

    Помню, как в начале 90-х мне в руки попал очередной сборник Зоологического института «Эволюционная морфология животных». Я читал одну статью за…

  • It takes two to tango

    Попалась статья с интригующим названием: "It takes two (centrioles) to tango". Речь в ней о том, что долгое время было непонятно, откуда в зиготе…

  • Наш ответ Новосибирску

    Собственно, вот: ШР - штатное расписание ГЗ - гоззадание (не знаю, что это такое) Главный - левый столбик, это реальная зарплата со всеми…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments

  • Страшное Я

    Помню, как в начале 90-х мне в руки попал очередной сборник Зоологического института «Эволюционная морфология животных». Я читал одну статью за…

  • It takes two to tango

    Попалась статья с интригующим названием: "It takes two (centrioles) to tango". Речь в ней о том, что долгое время было непонятно, откуда в зиготе…

  • Наш ответ Новосибирску

    Собственно, вот: ШР - штатное расписание ГЗ - гоззадание (не знаю, что это такое) Главный - левый столбик, это реальная зарплата со всеми…